?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть книги, оставляющие неизгладимый след в душе, заставляющие по иному взглянуть на окружающую реальность. Для меня такой книгой стал роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Он был создан в том время, когда ломались и рушились человеческие судьбы, когда смешались понятия добра и зла; именно тогда появляется произведение, возвращающее человека к чему-то высшему, непреходящему, вечному. На мой взгляд, это была некая информация свыше, переданная автору по незримым каналам.
Основные сюжетные линии романа – судьба некоего безымянного «Мастера» и его возлюбленной, Маргариты, история их любви и душевных страданий; и как бы «роман в романе», написанный «Мастером», передающий библейскую легенду об Иисусе Христе (Иешуа) и Понтии Пилате. Эти линии тесно переплетены, взаимопроникающи, что создаёт ни с чем не сравнимое ощущение разрушения временных перегородок. В каком-то феерическом, сюрреалистическом калейдоскопе перемешиваются, как бы просвечивая друг сквозь друга: картины Москвы 30-х годов, события 2-тысячелетней давности, навечно связавшие имена и судьбы Иешуа и Понтия Пилата, и история любви «Мастера» и Маргариты. Все они как бы сосуществуют рядом, разделённые прозрачной тонкой пространственно-временной перегородкой.
В романе прослеживается также грань, разделяющая его на два диаметрально противоположных круга бытия: один это – повседневный быт московских литераторов с их мелкой суетой и копошнёй вокруг приобретения дачи в престижном писательском посёлке или собственного места под литературным «солнцем»; второй – печальная история «Мастера» и Маргариты, двух одиноких людей – подлинная трагедия человеческой души, измученной этим жестоким миром и разделённой со своей единственной половинкой. Трагизм ситуации заключается в том, что после непродолжительной совместной жизни и последовавшей за ней разлукой встреча их «на этом свете» уже невозможна. Она происходит лишь «за гранью бытия» с помощью Воланда и его свиты – силы, традиционно считающейся злом, но в данном случае совершившей великое благо, соединив одинокие души, затерянные в пространстве-времени, дав им покой. Эта же сила выступает связующей нитью между «Мастером» и героями его романа – Иешуа и Понтием Пилатом, соединяя их в «мире Духа».
История «Мастера» и Маргариты, и события, описанные «Мастером» в его романе, почти равноценны по степени трагичности. Понтий Пилат – в силу обстоятельств и собственной трусости, но однозначно против своей воли, совершивший казнь Иешуа – обречён на вечное мучение на этом и «том» свете. Ему не даёт покоя осознание несправедливости свершившегося – убийства не причинившего никому вреда бродячего философа. Пилата страшит предречённое ему бессмертие, он предчувствует, что бессмертие это будет мучительным. Каждое полнолуние его терзает бессонница и не дают покоя воспоминания о некогда содеянном. Но Булгаков, опять же силой Воланда, освобождает Пилата, даёт ему свободу уйти по лунной дороге вместе с Иешуа и продолжить их вечный спор. Об освобождении Пилата просит и Маргарита: «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то – не слишком ли это много?» восклицает она, т.к. сама сполна познала цену душевным страданиям.
И как же мелко и ничтожно на этом фоне выглядит московская жизнь, все эти Поплавские, Варенухи, фининспекторы Римские, сонмище бездарных литераторов – членов МАССОЛИТА, обретающихся в ресторане «У Грибоедова». Это они и им подобные погубили талант «Мастера», фактически вытолкнув его из жизни, «затоптав» его роман. Т.о., всё, что учиняет над ними Воланд со своими подручными не случайно, это – закономерное наказание за всё их мелкое, подленькое и в общем-то никчёмное существование. Воланд у Булгакова действует не как традиционная «нечистая сила», а как сила космическая, уравновешивающая всё в этом мире и воздающая по заслугам. Он уносит «Мастера» и Маргариту от этой низкой суеты в иные измерения, в Жизнь и покой, которые  они вполне заслужили своими страданиями, но не смогли обрести на Земле, в обществе, в котором жили. В данном случае Воланд действует в согласии с Иешуа-Иисусом, который через Левия Матвея просит его даровать покой «Мастеру».
На мой взгляд, это произведение стоит в совершенно особом ряду, отличном как от всего, написанного самим Булгаковым, так и другими авторами. Это своего рода роман-откровение, откровение о высокой духовной Любви и милосердии.
Жаль расставаться с героями этой замечательной книги, уносящимися вместе с Воландом в звёздные дали, хочется лететь вместе с ними за ту Черту, где власть духа и вечные ценности остаются непреходящими.

август 1993 г.